Региональная база информационных ресурсов

Информационные ресурсы, используемые в образовательных целях, появляются в интернете в результате разнообразных процессов и из различных источников. Они формируются на различных уровнях — от конкретного педагога или учащегося, создающих собственные копилки, до ресурсов, создаваемых по федеральным программам. Естественно, что одним из промежуточных уровней формирования информационных ресурсов для сферы образования является региональный.

Наиболее сложной задачей на региональном уровне является формирование бесплатных публичных ресурсов, относящихся к категории учебно-методической информации. 

Заделом для выполнения работы по формированию такой коллекции стало создание БД новостей и документов министерства образования и науки Хабаровского края (МО ХК), которая непрерывно пополняется информацией, дополняется новыми возможностями и в настоящий момент содержит свыше 1500 документов и свыше 1000 новостей. 

Для предоставления доступа к коллекции образовательных ресурсов был разработан поисковый сайт «Региональная база информационных ресурсов для сферы образования» (РНБО). Его структура основывается на БД с системой классификации, использующей многокорневое дерево категорий. Указанная БД рассчитана на хранение аннотированных, классифицированных ресурсов в различной форме: файлы, гиперссылки и т.д., различающихся набором значимых полей БД. При разработке иерархической структуры корнями дерева были заданы категории «Документы», «Новости», «Ссылки», «Образовательные ресурсы» и «Типы документов». На базе каждого корня впоследствии был создан собственный иерархический классификатор.

Источники данных региональной базы информационных ресурсов

Первоначально в базу данных с помощью специального программного конвертора были перенесены документы и новости из БД МО ХК. Основной функцией конвертора было преобразование двухуровневой иерархии документов, представленной кодом подраздела (который содержал в себе код родительского раздела, рассчитываемый по специальному алгоритму) из БД источника в многоуровневую иерархию БД приемника. При этом необходимо было так же устранить дублирование записей БД источника, которое имело место вследствие того, что один документ мог физически находиться в двух разных разделах. При помещении в новую иерархическую структуру документ просто соотносился с дополнительными категориями классификатора.

Характерной особенностью нового сайта, БД которого проектировалась с минимальной избыточностью, стало отсутствие файлов документов в файловом хранилище. Вместо них в базу данных сайта были помещены ссылки на файлы с сайта МО ХК. Это было сделано для предотвращения ненужного дублирования данных на сервере.

Естественно, добавление документов и новостей, уже представленных на трех сайтах, на новый сайт не являлось конечной целью проекта. Это было необходимо для изучения возможностей многокорневого дерева категорий, устранения недоработок и ограничений в его реализации для последующего применения этой технологии в создании региональной коллекции ссылок на образовательные ресурсы.

Гиперссылки на образовательные интернет-ресурсы добавлялись в базу данных сайта вручную из специализированных каталогов образовательных ресурсов, рекомендованных МО ХК (всего было добавлено около 1400 ссылок).

Каталог ссылок на цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) был перенесен из регионального каталога и в настоящее время содержит свыше 19000 ссылок. Эта задача была наиболее сложной из всех других при выполнении проекта, т.к. имело место ограничение по времени выполнения программы конвертирования записей БД источника в БД приемника. Кроме того, число классификаторов и уровней их вложенности на сайте источника было чрезвычайно велико, и их полный перенос на сайт приемника мог в перспективе серьезно снизить быстродействие отдельных его компонентов. Все ЦОР на сайте РНБО были отнесены к двум взаимодополняющим классификаторам: «Класс» и «Предмет».

Специально для сайта был разработан web-интерфейс пользователя, позволяющий выполнять поиск информации по заданному набору классификационных критериев и значений реквизитов.

Данная форма позволяет осуществлять поиск по ряду реквизитов материала, таких как название, текст, регистрационный номер, ссылка. Основной особенностью формы является наличие в ней древовидного списка категорий, поддерживающего возможность отметки произвольного подмножества категорий. При выборе категорий в этом списке поиск будет осуществляться в зависимости от состояния переключателя «Объединение». При выборе в переключателе пункта «ИЛИ» будут отобраны материалы, содержащие хотя бы одну из отмеченных категорий. При выборе пункта «И» — только материалы, содержащие все отмеченные категории. Дерево категорий и поле для ввода реквизитов материала являются взаимодополняющими компонентами. Если не будет выбрано ни одной категории, то строка поиска в поле для ввода реквизитов должно содержать не менее трех символов.

Для мониторинга загрузки отдельных материалов была разработана специальная подсистема статистики, которая отслеживает число загрузок в течение месяца.

Учитывая, что многие ресурсы занимают значительный объем, а их потребители из числа абонентов имеют весьма ограниченный объем предоплаченного трафика, было принято решение о дальнейшем развитии сайта, выразившемся в проекте «Школьный сервер».

Презентация региональной базы информационных ресурсов для сферы образования